+7 495 363-22-52 +7 495 363-22-52 +7 495 363-22-52 | 8 800 505-22-52  ←  контактный центр
Пресс-центр

Публикации


1 Сентября 2014

Облачные сервисы хранения корпоративного уровня

Облачное хранение данных является ярким примером технологии, пробившейся в корпоративный сектор через признание на потребительском уровне. Публичные сервисы хранения привлекают внимание малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия, создающие собственные облака, формируют гибридные системы хранения. Ключевыми вопросами при этом становятся стоимость и безопасность.

Дело в доверии

«Преимущества облачных услуг делают их одинаково привлекательными как для больших, так и для некрупных компаний», — полагает Дмитрий Канаев, технический директор телекоммуникационной компании Caravan. Главными их эффектами он называет снижение затрат на ИТ-инфраструктуру (причем как на ее организацию, так и на обслуживание), возможность не тратить ресурсы на создание большой ИТ-службы, возможность сделать бизнес более мобильным, что важно в условиях постоянно повышающейся конкуренции.

Не секрет, что основным сдерживающим фактором для использования облаков является опасение потерять контроль над критически важными данными. Для многих компаний надежность и безопасность куда важнее погони за инновационными решениями. Степень дальнейшего использования компаниями облачных сервисов хранения будет зависеть от степени доверия операторам. Пока это доверие отсутствует в силу того, что провайдеры облачных сервисов появились в России сравнительно недавно, а сам российский рынок облаков пока не получил достаточного развития.

Использование облачных сервисов хранения стало одним из проявлений консьюмеризации, породившей проблему «теневых ИТ». Как и любая инициатива пользователей, делающих выбор в пользу удобства, такое использование почти всегда идет вразрез с политикой ИТ-департаментов, ставящих корпоративные интересы выше личных. В лучшем случае такая ситуация порождает конфликты внутри различных служб компании, в худшем — образует огромную дыру в системе безопасности. Одним из выходов является компромисс: использование сервисов хранения, предлагающих услуги корпоративного уровня, в том числе по качеству и безопасности.

«Проблема «теневых ИТ» давно существует и развивается вместе с развитием облачных технологий. Да, рядовым сотрудникам бывает проще решить корпоративную задачу знакомыми, бытовыми средствами. Они не задумываются о сохранности и обеспечении безопасности и доступности важных данных. Запретительными мерами бороться трудно и неперспективно, лучше включать необходимые облачные сервисы в качестве элемента собственной ИТ-инфраструктуры», — считает Максим Захаренко, генеральный директор компании «Облакотека».

«Сервисы типа «корпоративного Dropbox« нужны любому бизнесу, независимо от масштаба: у любой компании могут быть в составе различные подразделения, удаленные сотрудники, временные офисы», — говорит Алексей Черевков, руководитель направления IaaS компании «Сервионика». Для оперативного обмена документами и информацией сотрудники, наряду с корпоративными системами электронного документооборота, используют и всевозможные публичные облачные сервисы, причем порой в обход правил корпоративной безопасности и в ущерб компании. Поэтому потребность в подобных сервисах, обеспечивающих высокий уровень защиты, растет. Это важный сигнал для разработчиков и провайдеров.

Проблема объемов

Однако задача хранения, конечно же, гораздо шире и охватывает не только коллективный доступ к рабочим файлам.

«Хранение данных становится не только важной задачей, но и серьезным вызовом для ИТ-департаментов. Перед ними встают вопросы, как управлять и защищать постоянно растущий объем данных», — отмечает Александр Стулов, директор по продажам компании Riverbed в России и СНГ. Традиционные методы резервного копирования и восстановления данных слишком медленны, дороги и рискованны, поэтому перенос данных в облачные среды решает многие проблемы. Например, используя недорогие облачные сервисы как средство для резервного копирования и архивирования данных, можно значительно сократить затраты времени и средств.

«Облачное хранение данных как отдельный сервис в корпоративном сегменте не актуально», — уверен Руслан Заединов, заместитель генерального директора и руководитель направления ЦОД и облачных вычислений компании «Крок». По его мнению, некритичные или неконфиденциальные данные можно хранить в публичных облачных сервисах, многие из которых бесплатны, — разумеется, если это разрешено политикой компании. Остальные данные хранятся либо в собственных ЦОД, либо на сторонних площадках, например в рамках потребления услуг SaaS и IaaS.

«Облачное хранение востребовано крупными корпоративными заказчиками не меньше, чем аренда вычислительных мощностей», — возражает Черевков. Клиенты готовы доверять данные под определенные гарантии — как минимум в рамках SLA, и им важна надежность ресурсов провайдера.

Наблюдается лавинообразный рост объемов хранимой и обрабатываемой информации. На первый план выходят такие задачи, как резервирование данных (впрочем, эта задача всегда была важна для корпоративных клиентов), их хранение и обработка. Каждая из них предъявляет определенные требования и к надежности систем, и к квалификации персонала, компании вынуждены наращивать расходы. То, что может в какой-то момент оказаться чрезмерно затратным в качестве собственного ресурса, провайдер сможет «разделить» между несколькими заказчиками, оптимизировав их расходы.

По словам Черевкова, более востребован в последнее время оперативный обмен файлами между сотрудниками компаний. Хранить важные данные в публичных сервисах вряд ли возможно: они не защищены в той степени, в какой это требуется бизнесу. Однако реализовать для корпоративного сервиса те же преимущества, которые есть в общедоступном, — удобство интерфейса, мгновенную синхронизацию данных с различными устройствами пользователя, возможность разграничить и предоставить индивидуальный доступ — вполне реально. И клиенты (особенно — крупные компании) проявляют к таким решениям интерес.

«Одним из вариантов использования облачных хранилищ является организация совместного и удаленного доступа для мобильных сотрудников. В этом случае облачные технологии более чем оправданны», — приводит пример Захаренко. Мобильность сейчас не так уж редка, а командировка — уже не повод не выполнять свои текущие обязанности. Вспомните рекламный ролик: «... укусила сова, работаю по Интернету» — многие сотрудники, особенно летом, реализуют возможность выполнять работу удаленно

Как утверждает Стулов, сейчас системы облачного хранения данных используются главным образом с двумя целями: резервное копирование данных и их архивирование. Резервное копирование является наиболее распространенным и самым сложным, но оба рынка значительны.

Корпоративные данные, иногда имеющие огромный объем, можно считать жизненной силой организации — это информация о продажах, клиентах, рынке, и она используется ежедневно. Если такие данные будут утеряны или поставлены под угрозу, это окажет отрицательное влияние на бизнес не только с точки зрения репутации компании, но и в плане продаж и ближайших перспектив развития. Данные, как правило, находятся в резервном ЦОД. Раньше компаниям приходилось делать резервное копирование на носитель или выполнять репликации данных между площадками ЦОД, причем у обоих этих способов есть недостатки. С другой стороны, резервное копирование в облако обеспечивает недорогое неограниченное хранение, но у компаний возникают опасения относительно безопасности и возможности восстановления.

Если говорить об архивировании, то речь идет уже не о столь актуальных данных. Однако организация обязана сохранять их для своих отчетов или в целях соблюдения регуляторных требований.

В огороде или в лесу?

В России доля компаний, которые опасаются использовать облачные сервисы, всегда была существенно выше, чем в других странах. Вероятно, это объясняется тем, что сами технологии пришли к нам позже.

«Однако сегодня к «коллективному» пространству для хранения клиенты относятся с гораздо большим доверием — накоплена практика, понятны механизмы защиты данных», — считает Черевков. Крупный сервис-провайдер предлагает различные типы систем хранения данных, и в зависимости от потребностей клиент может выбирать тот или иной тип СХД. При этом компании снимают с себя значительную часть затрат, связанных с эксплуатацией собственных хранилищ данных, высококвалифицированным персоналом для их администрирования, лицензированием.

Наконец, если компания решает доверить свои данные внешнему провайдеру, в ее распоряжении большой выбор средств шифрования данных и контроля трафика. Таким образом, вполне реально получить все преимущества облачного хранения данных, не поступаясь их безопасностью.

«Да, компании не любят передавать данные в чужие руки, но очень хорошо понимают, что спрятать их у себя в офисе значительно сложнее, чем у внешнего провайдера, — подчеркивает Захаренко. — Провайдер обычно не знает и не интересуется ни тем, кто хранит, ни тем, что хранится. Это примерно как закопать клад не в огороде, а где-то в лесу».

Тем не менее рынок в России, как и в большинстве стран Европы, все еще находится на ранней стадии развития. «Важно, что хранение данных в облаке как экономическая модель востребовано, и потому все вопросы касательно безопасности и восстановления будут решены в скором времени», — говорит Стулов. Это дает повод многим специалистам и аналитикам говорить о неизбежности перехода к облачным решениям.

«Спрос на облачные сервисы повышается, несмотря на традиции и предрассудки. Заказчики пересматривают свое отношение к аутсорсингу, и нынешнее состояние экономики играет в этом не последнюю роль», — отмечает Заединов.

По мере привыкания рынка к облакам и появления новых привлекательных сервисов психологические барьеры заказчиков снимаются. Они начинают понимать, что хранить данные в облаке не менее безопасно, чем у себя. Кроме того, сейчас ФСТЭК с участием ИТ-компаний разрабатывает стандарты безопасности облачной инфраструктуры. Поэтому настроения компаний в отношении облачного хранения данных будут изменяться только в положительную сторону.

Физическое место хранения данных всегда было важным вопросом и сейчас остается одним из барьеров, тормозящих развитие облачных сервисов. «Подобно тому как обычное облако всегда находится над конкретной территорией, компьютерное облако тоже имеет свой адрес, свою прописку», — признает Черевков. В целом законодательные инициативы — один из факторов формирования облачного рынка. Так происходило с любыми технологиями: сначала они зарождались, потом накапливалась практика использования и формировались единые «правила игры», в том числе и в правовом поле.

В свете этих нововведений многие западные провайдеры, работающие с данными российских пользователей, сейчас изыскивают возможности организовать хранение этих данных в России. В целом для рынка это дает импульс к развитию: появляются российские сервисы, растет компетенция специалистов, развивается бизнес коммерческих ЦОД и облачных провайдеров — то, что сегодня является точкой роста ИТ-рынка во всем мире.

Журнал "Директор информационной службы", №08


Возврат к списку

Услуги
#BLOCK_2#
Услуги ЦОД
#BLOCK_3#
Облачная инфраструктура
#BLOCK_4#
VPS
#BLOCK_5#
Виртуальный Дата-Центр (VDC)
#BLOCK_6#
Телефонная связь
#BLOCK_7#
Организация
сетей и
передача данных
#BLOCK_8#
Защита приложений
и информации
#BLOCK_483#
Виртуальный хостинг
#BLOCK_484#
Регистрация доменов
#BLOCK_485#
О компании
#BLOCK_486#
Telehouse
Caravan
#BLOCK_487#
Caravan Aero
#BLOCK_1528#
Отзывы
#BLOCK_488#
Контакты
#BLOCK_489#
Новости
#BLOCK_490#
Технологии
связи
#BLOCK_493#
Опорная сеть
#BLOCK_494#
Лицензии
#BLOCK_495#
Партнеры
#BLOCK_496#
Ответы
на вопросы
#BLOCK_497#
Оплата услуг
#BLOCK_498#
Документы
#BLOCK_499#
Словарь
терминов
#BLOCK_500#
Рейтинг@Mail.ru