+7 495 363-22-52 +7 495 363-22-52 +7 495 363-22-52 | 8 800 505-22-52  ←  контактный центр
Пресс-центр

Публикации


23 Августа 2013

Русский бизнес на облаках

С каждым годом облачные технологии всё глубже проникают в структуру мирового бизнеса. Это обусловлено как общим развитием ИТ-рынка, так и желанием руководителей компаний оптимизировать и удешевить свои бизнес-процессы. Поставщики облачных услуг предлагают своим клиентам полностью готовую ИТ-инфраструктуру, в которой все необходимые пользователю ИТ-задачи выполняются исключительно на мощностях продавца облака. Казалось бы, это может значительно упростить работу большинства компаний и сэкономить немалые средства, однако спрос на облака растёт пусть и неуклонно, но достаточно медленно. Россия здесь также не является исключением, и рынок облачных услуг у нас только начинает зарождаться. Насколько он окажется востребованным и будет ли развиваться в дальнейшем, мы и попытаемся понять.

Российский путь

В России к облачным технологиям пока относятся не столько с недоверием, сколько с непониманием. Уже привычно, что российские компании сначала смотрят на опыт запада, стандартного поставщика инноваций в нашу страну, и только потом перенимают европейский уклад. Однако с облаками ситуация обстоит несколько иначе.

Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании Caravan, отмечает, что российский рынок облачных услуг развивается в полном соответствии с прогнозами, которые были сделаны еще несколько лет назад: с трудом и медленно. Основным драйвером развития облачных услуг выступает, безусловно, государственный сектор. Ведь сама по себе технология предоставления облачных услуг крайне ресурсоемкая, и только крупные государственные проекты могут действительно влиять на развитие этой отрасли. «Российский рынок демонстрирует большой интерес к облачным технологиям, но при этом спрос на них крайне невелик. Связано это, прежде всего, с маленьким объемом самого рынка облачных услуг и недостаточным общим развитием ИТ в бизнес-среде России», — заключил эксперт.

Тем не менее, Федор Русаков, руководитель облачных вычислений телекоммуникационной компании «Миран», указывает на то, что по разным аналитическим исследованиям, в 2013 году рынок вырастет в 4 раза по сравнению с 2012 годом. «Все большее количество компаний используют приставку cloud — это касается как потребителей услуг, так и поставщиков. В России наиболее востребованы и пользуются популярностью IaaS (перевод с англ. — инфраструктура как сервис) и SaaS (перевод с англ. — программное обеспечение как сервис)», — отметил Фёдор Русаков.

Что выбираем


Александр Самодуров, генеральный директор NETONE, также считает, что наиболее популярна и востребована — SaaS. Ее преимущество — это получение доступа к программному обеспечению без приобретения и установки самого обеспечения, иными словами подобная схема дает возможность работать с ПО удаленно, чаще всего посредством «тонкого клиента». Само ПО установлено и обслуживается поставщиком этого сервиса. Таким может быть любое прикладное ПО, такое как CRM-система, или система бюджетирования, и прочее. Как правило, поставщиком взимается плата за пользование этого ПО, потребитель же избавлен от затрат, связанных с покупкой ПО и «железа», необходимого для его работы, будь то сервер или рабочие станции.

Платформа как сервис (PaaS) — следующая по востребованности услуга, где потребителю предоставляется платформа, на которой он сам размещает необходимое ПО. Таким образом, преимущество заключается в отсутствии затрат на приобретение и обслуживания «железа», при возможности получения доступа к значительным вычислительным мощностям из любой точки мира.

Наиболее экзотичная услуга — это инфраструктура как сервис (IaaS), где потребителю, по сути, предоставляются «чистые» вычислительные мощности, платформу же и ПО потребитель устанавливает и обслуживает самостоятельно. Пользоваться этой услугой имеет смысл только в случае, если потребитель выбрал нестандартные платформы и операционные системы, а это редкость.

Применительно к телекоммуникациям — оператор связи здесь выступает как важное звено, посредством которого осуществляется связь между потребителем и поставщиком облачных услуг. Отсутствие связи грозит поставщику невозможностью работать с информационными системами и, как следствие, остановкой бизнес-процессов компании. Поэтому в случае использования облачных технологий надо понимать, что роль связи возрастает.

По мнению Александра Самодурова, для поставщиков облачных технологий связь также имеет серьезное значение: потеря каналов связи грозит либо частичным, либо полным отсутствием доступа потребителям к «облаку», что неприемлемо для поставщика. Подобные инциденты могут существенно повлиять на бизнес поставщика.

В свою очередь, Федор Русаков указывает на то, что наиболее востребованные и самые популярные облачные сервисы — это сервисы хранения данных, такие как SkyDrive, DropBox, GoogleDrive, Яндекс.Диск, iCloud.

Зачастую основным требованием к облачным сервисам является доступность данных из любой точки мира, в любое время и на любом устройстве, в том числе и на мобильном.

Бизнес все чаще обращает внимание на такие сервисы, как удаленный офис, совместная работа с документами в сети, онлайн бухгалтерия, распределенные системы работы с клиентами и даже облачные системы видеонаблюдения и ip-телефонии.

Плюс на минус

Все эти варианты облаков имеют, несмотря на их различия, определенные плюсы и минусы. Вероника Балашова, руководитель группы развития продуктов и услуг «ВестКолл», считает, что преимущества облачного подхода для клиентов — это высокий уровень оказываемых ИТ-сервисов, отсутствие капитальных затрат, отсутствие длительных сроков закупки и внедрения, высокая доступность из любого места, где есть подключение к Интернету, возможность оперативно увеличивать или уменьшать потребление ресурсов.
 
«Проблемы, с которыми могут столкнуться заказчики, различные, например это вопрос с привязкой к единственному разработчику и его платформе или проблемы с нестабильностью работы сервис-провайдера. А для кого-то минусом будет служить тот фактор, что необходимо обеспечить наличие постоянно действующего подключения к Интернету с высокой скоростью передачи данных», — отметил эксперт.

Андрей Касьяненко говорит о том, что к очевидным плюсам облачных технологий можно отнести и незначительные вложения на начальном этапе со стороны пользователя и небольшие затраты на обслуживание данных систем. Но при всем этом облачные технологии вызывают у владельцев данных беспокойство за сохранность и ограничение доступа к этим данным. «Безусловно, для решения каждого из этих вопросов можно найти свое технологическое решение, однако, опасения все равно сохраняются, что мешает многим компаниям уже сегодня использовать все те преимущества, которые несут облачные технологи для бизнеса», — заключил Андрей Касьяненко.

Однако Фёдор Русаков приходит к выводу, что самым главным требованием является хороший и бесперебойный доступ в Интернет. Облачные технологии позволяют очень гибко реагировать на окружающую бизнес-обстановку, будь то смена офиса, создание большого количества временных рабочих мест, разовое решение сложных вычислительных задач, доступ к обычным офисным приложениям для разъездных сотрудников. Таких ситуаций миллионы и в большинстве случаев найдется облачный сервис, готовый оперативно оказать необходимую услугу.

Нельзя упустить из виду и экономические плюсы облачных решений. В 90% случаев сервисы оплачиваются по факту предоставляемых услуг в единицу времени, будь то вычислительные ресурсы, которых в дневные часы требуется значительно больше, чем в ночные, или дисковое пространство, расширяемое в зависимости от требуемых объемов. Одним словом, вы не платите за то, чем не пользуетесь в данный момент времени, тем самым экономите. Еще один значимый финансовый фактор — это персонал и оборудование, ведь в случае использования сервисов это затраты включены в стоимость услуги, нет необходимости держать большой штат сотрудников и оборудования для разовых работ. «Из минусов, конечно же, риски, связанные с потерей или кражей информации, однако этим аспектам все облачные сервисы уделяют чуть ли не основное внимание», — резюмировал эксперт.

Будущее ИТ-неба

Казалось бы, плюсов в использовании облаков предостаточно. Однако компании, сравнивая все за и против таких технологий, пока не спешат отказываться от типичных форматов. Безусловно, тенденции в росте популяризации облачных тенденций есть. Но насколько они велики? Мнения экспертов на этот счёт неоднозначны.

Так, Фёдор Русаков считает, что в России, как и во всем мире, облачные технологии развиваются семимильными шагами, каждый день появляются новые и более функциональные облачные сервисы, поэтому у этого сегмента большое будущее.

С такой позицией согласна и Вероника Балашова, по мнению которой тенденции, наблюдаемые сейчас на рынке, говорят о том, что «облако» становится все более привычной практикой для многих компаний. «Многие из нас уже пользуются облачными услугами и даже не замечают этого. Простейший и всеми используемый SaaS-сервис — это сервис электронной почты — та же mail или Yandex-почта. Также это Google Docs, который позволяет отказаться от Word, Excel и получить ряд преимуществ, в первую очередь связанных с возможностями совместной работы над документами», — отметила Вероника Балашова.

Александр Самодуров, говоря о будущем облачных технологий, предлагает обратиться к конкретным цифрам, которые обнадеживают игроков рынка, но не дают возможность оценить реальных перспектив. «В 2012 году, по данным Orange Business Service (OBS), объем российского рынка облачных услуг составил 4,5 миллиарда рублей. Наибольший интерес по-прежнему вызывают решения IaaS и SaaS. Относительно популярности я бы сказал, что это уже популярно благодаря усилиям международных вендоров, которые приложили для этого существенные усилия. Да и в принципе в области ИТ Россия следует за мировыми трендами. Пока следует ожидать дальнейшего роста рынка, однако прогнозы экспертов чересчур оптимистичны. К примеру, OBS прогнозирует рост в России до 19 миллиардов, то есть, более чем в 4 раза за четыре года! А IDC прогнозирует 1,2 миллиардов долларов к 2015 году, что в рублях по текущему курсу составит около 38 миллиардов! Рост, безусловно, будет, но не такой значительный. В целом, за последние несколько лет рынок прирастал не более чем на 30%, поэтому нет никаких оснований полагать, что скорость роста рынка резко и очень значительно изменится», — заключил Александр Самодуров.

Таким образом, предугадать развитие рынка облачных технологий в России пока сложно. Одно можно сказать точно — будущее у него есть. Насколько оно будет светлым, покажет время. Однако скорость его наступления зависит только от желания российских компаний отойти от привычных форматов и начать работать с технологиями 21-го века.

Arendator.ru


Возврат к списку

Услуги
#BLOCK_2#
Услуги ЦОД
#BLOCK_3#
Облачная инфраструктура
#BLOCK_4#
VPS
#BLOCK_5#
Виртуальный Дата-Центр (VDC)
#BLOCK_6#
Телефонная связь
#BLOCK_7#
Организация
сетей и
передача данных
#BLOCK_8#
Защита приложений
и информации
#BLOCK_483#
Виртуальный хостинг
#BLOCK_484#
Регистрация доменов
#BLOCK_485#
О компании
#BLOCK_486#
Telehouse
Caravan
#BLOCK_487#
Caravan Aero
#BLOCK_1528#
Отзывы
#BLOCK_488#
Контакты
#BLOCK_489#
Новости
#BLOCK_490#
Технологии
связи
#BLOCK_493#
Опорная сеть
#BLOCK_494#
Лицензии
#BLOCK_495#
Партнеры
#BLOCK_496#
Ответы
на вопросы
#BLOCK_497#
Оплата услуг
#BLOCK_498#
Документы
#BLOCK_499#
Словарь
терминов
#BLOCK_500#
Рейтинг@Mail.ru