+7 495 363-22-52 +7 495 363-22-52 +7 495 363-22-52 | 8 800 505-22-52  ←  контактный центр
Пресс-центр

Публикации


11 Сентября 2012

Облака и границы

При использовании облачных сервисов клиенту, как правило, не важно, где физически располагается дата-центр, который хранит и обрабатывает его данные. Кроме того, нет технологических ограничений, требующих, чтобы облако и его пользователь находились в пределах одной страны. Теоретически это создает предпосылки для развития рынка трансграничных услуг центров обработки данных (ЦОД). Однако на практике такие услуги востребованы мало.

Чаще всего компании обращаются за услугами в зарубежные дата-центры, когда открывают представительства в другой стране и не намерены при этом строить ЦОД. Менеджер по ИТ-услугам и решениям Orange Business Services в России и СНГ (ООО «Эквант») Михаил воронков отметил, что в большинстве случаев использование международного аутсорсинга дата-центров в существующих рыночных условиях экономически нецелесообразно. «Значительное влияние на эту экономическую модель оказывает высокая стоимость передачи данных по международным магистральным каналам. Хотя, конечно, находятся клиенты со специфическими задачами, для которых такой сценарий является приемлемым», — добавил он.

Стандартный набор

Рынок трансграничных услуг дата-центров традиционно подразделяется на три крупных сегмента: размещение и аренда серверного оборудования на площадке дата-центра, хостинг и предоставление облачной платформы, поддержка программного обеспечения через облако.

Наиболее сложной и мало востребованной услугой является физическое размещение серверного оборудования на площадке зарубежного дата-центра (colocation). По словам заместителя генерального директора ЗАО «Караван-Телеком» (бренд «Караван») Андрея Касьяненко, перевозить через государственную границу необходимый для аутсорсинга элемент вычислительной инфраструктуры потенциальному клиенту будет, как минимум, неудобно. Поэтому, если рассматривать ЦОД как инженерный объект, сложно говорить о возможности трансграничного оказания услуг.

Более перспективными услугами международного аутсорсинга являются сервисы, связанные с арендой вычислительных мощностей: аренда серверного оборудования (dedicated), различные виды облачного хостинга, размещение резервных копий. Как правило, все они не привязаны к конкретной территории, что особенно характерно для облачных услуг.

Трава зеленее

Некоторые европейские центры обработки данных уверяют, что их трансграничные услуги востребованы иностранными, в том числе российскими, компаниями. По словам Олега Наскидаева, директора российского представительства латвийского оператора DEAC, владеющего сетью дата-центров, именно выход на международный рынок обеспечил компании значительный рост количества клиентов (на 35% за последние три года) и ежегодный прирост оборота (более чем на 40%).

Директор по информационным технологиям британского дата-центра ATC Security Solutions Сергей Комардин отмечает, что российские компании могут заинтересоваться услугами зарубежных ЦОДов не только при развитии международного бизнеса, но также из опасения рейдерских налетов на бизнес, сомнения в благонадежности российских операторов дата-центров, неудовлетворенности предоставляемым сервисом в стране и т.д. «Кроме этого, надо помнить, что в России государственные органы обладают широкими полномочиями и могут в ходе проверки изъять оборудование, от которого зависит жизнедеятельность компании. В Великобритании законы значительно лучше регламентируют взаимоотношения бизнеса и власти и подобные ситуации крайне маловероятны», — подчеркнул он. По словам Сергея Комардина, у российских клиентов АТС наибольшей популярностью пользуется покупка сервера под малый или средний бизнес. Однако в компании надеются также на рост востребованности сервиса «Удаленный рабочий стол» частными пользователями.

Заместитель технического директора по работе с заказчиками ЗАО «Открытые Технологии 98» Денис Андриков также считает, что услуги хостинга, поддержки ПО, аренды облачных сервисов на базе зарубежных дата-центров могут быть востребованы российскими компаниями. Он пояснил, что услуги хостинга и размещения облаков за рубежом стоят дешевле, а предложение облачных сервисов в России зачастую подменяются простой продажей виртуальных машин, что не может удовлетворить взыскательных клиентов. «Структура облачного бизнеса такова, что построить качественное масштабируемое облако на откровенно слабой инфраструктуре сложно, а именно это является болевой точкой отечественных хостеров. Экономия на инфраструктуре не прихоть хостера или желание получить сверхдоходы, а объективная реальность выживания», — подчеркнул Денис Андриков.

Обманутые надежды

Зарубежные дата-центры ожидают, что их международные сервисы станут более востребованными в России по мере развития облачных технологий. При этом они опираются на мнение различных аналитических компаний, которые предрекают мировому рынку облаков лавинообразный рост в течение ближайших нескольких лет. По прогнозам компании Cisco, объем мирового облачного трафика к 2015 году вырастит в 12 раз и составит 1,6 Зб, а доля облачных вычислений в рабочей нагрузке ЦОДов превысит 50%. По оценкам исследовательской группы International Data Corporation (IDC), общемировым тенденциям будет следовать и российский рынок. Согласно их расчетам, в России объем облачного рынка по итогам 2011 года составил всего $90 млн., но в ближайшие годы будет расти в среднем на 100% в год и к 2015 году достигнет уже $1,2 млрд.

Несмотря на общемировые тренды развития облачных технологий и преимущества европейских дата-центров, услуги международного аутсорсинга, как уверяют собеседники «Стандарта», мало востребованы на территории России. Директор по маркетингу ООО «Оберон» Георгий Цедилкин отметил, что чаще всего российские компании обращаются к услугам европейских ЦОДов лишь в тех случаях, когда нуждаются в специфических сервисах, которые не развиты в отечественных дата-центрах. По мнению Андрея Касьяненко из «Каравана», основное препятствие для работы зарубежных компаний у нас — это отсутствие рынка в необходимых объемах.

Что касается тарнсграничных услуг российских дата-центров, то, как признаются опрошенные «Стандартом» участники рынка, они готовы оказывать их любой заграничной компании, но спрос небольшой. «У российских центров обработки данных, которые мы обслуживаем, практически нет зарубежных клиентов, однако есть из стран ближнего зарубежья, например с Украины. По их опыту, украинские компании сначала размещали в московских ЦОДах ИТ-инфраструктуру российских представительств, а затем переводили туда инфраструктуру головных офисов», — рассказал Григорий Цедилкин.

Как зеницу ока

Одной из основных причин, по которым услуги зарубежных дата-центров зачастую не востребованы россиянами, является нежелание отечественных компаний передавать бизнес-данные на обработку и хранение за пределы страны. Во-первых, из-за опасения их сохранность, а во-вторых, так как это может идти вразрез с Федеральным законом №152-ФЗ «О персональных данных». «Для российских компаний по законодательству существуют требования, которые предъявляются к информационным системам, обрабатывающим персональные данных. В этих требованиях указано, что инфраструктура должна быть аттестована аккредитованными для этого организациями: Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности», — напомнил руководитель направления IaaS ЗАО «МегаЛабс» (Дочерняя компания ОАО «МегаФон») Дмитрий Белявский.

Проблему сохранности данных Михаил Воронков из Orange Business Services назвал преувеличенной и заявил, что крупные поставщики услуг коммерческих ЦОДов берегут репутацию и заботятся о соблюдении локального и международного законодательства. Андрей Касьяненко посоветовал перед заключением договора на оказание трансграничных услуг детально изучить законодательство той страны, где располагается дата-центр. Он отметил, что в странах Европейского союза, особенно в противоположность оффшорным зонам, отлично работают законы об охране частной жизни и охране персональных данных.

Михаил Воронков напомнил о существовании принятой в России Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также перечня иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных. «Трансграничная передача персональных данных на территорию иностранных государств, являющихся сторонами конвенции, осуществляется в соответствии с Федеральным законом №152-ФЗ. То есть аттестация систем все еще остается необходимой, но закон фактически уравнивает требования к компаниям, находящимся на территории РФ и других стран — участниц конвенции», — подчеркнул он. Что касается «иных государств, обеспечивающих адекватную защиту», то как указал Денис Андриков, российский регулятор все еще не разработал список таких стран.

В любом случае, отметил Денис Андриков, ответственность за защиту персональных данных лежит на операторе, осуществляющем их обработку, а дата-центр выступает лишь в роли технологической площадки. Как пояснил директор департамента информационной безопасности ООО «Оберон» Андрей Волков, в отличие от ряда зарубежных стран в России пока не принят стандарт для центров обработки данных , в том числе и по вопросу защиты персональных данных. Поэтому при размещении части информационной системы персональных данных в зарубежном ЦОДе вопросы защиты остаются в зоне ответственности российской компании — оператора персональных данных. Зарубежные дата-центры, оказывающие трансграничные услуги, для привлечения российских клиентов могут рекомендовать им пакеты средств защиты, которые соответствуют требованиям нашего законодательства, добавил Андрей Волков. Но при этом подчеркнул, что именно российской компании нужно решать, как шифровать данные на серверах ЦОД и каналы связи, а также как защищаться от возможных угроз.

Журнал "Стандарт" №8, август 2012


Возврат к списку

Услуги
#BLOCK_2#
Услуги ЦОД
#BLOCK_3#
Облачная инфраструктура
#BLOCK_4#
VPS
#BLOCK_5#
Виртуальный Дата-Центр (VDC)
#BLOCK_6#
Телефонная связь
#BLOCK_7#
Организация
сетей и
передача данных
#BLOCK_8#
Защита приложений
и информации
#BLOCK_483#
Виртуальный хостинг
#BLOCK_484#
Регистрация доменов
#BLOCK_485#
О компании
#BLOCK_486#
Telehouse
Caravan
#BLOCK_487#
Caravan Aero
#BLOCK_1528#
Отзывы
#BLOCK_488#
Контакты
#BLOCK_489#
Новости
#BLOCK_490#
Технологии
связи
#BLOCK_493#
Опорная сеть
#BLOCK_494#
Лицензии
#BLOCK_495#
Партнеры
#BLOCK_496#
Ответы
на вопросы
#BLOCK_497#
Оплата услуг
#BLOCK_498#
Документы
#BLOCK_499#
Словарь
терминов
#BLOCK_500#
Рейтинг@Mail.ru