+7 495 248-19-01 8 800 555 73 01
8 495 137 07 55
 ←  контактный центр
Услуги
#BLOCK_2#
О компании

Публикации

20 Июня 2016

Старое и новое. Как изменилась структура российского рынка ИТ-услуг

Долгое время львиную долю российского рынка ИТ-услуг занимала системная интеграция. Так, согласно данным IDC, в 2013 г. на нее приходилось больше 40% объема этого сегмента. Далее следовали совокупный аутсорсинг, установка и поддержка ПО и оборудования, разработка заказных программ, ИТ-консалтинг, ИТ-обучение и тренинги. В 2014 г. совокупный сегмент системной интеграции остался крупнейшим на рынке ИТ-услуг в России (42%), а доля аутсорсинговых услуг выросла почти до 18% из-за того, что темпы падения спроса на эти услуги были незначительными. Однако за последние два года ситуация изменилась. Аналитик IDC Россия и СНГ Василий Агапов полагает, что, опираясь на итоги 2015 г., можно с уверенностью говорить: российский рынок ИТ-услуг теперь в большей степени ориентируется на сервисную модель развития — XaaS (все как сервис, маркетинговый термин). <…>

В компании Softline ситуация в целом похожа на представленную IDC картину. Однако, поскольку в компании есть собственный учебный центр, доля ИТ-обучения остается достаточно высокой. По итогам 2015 г. проектные услуги в Softline составили чуть более 50%, затем идет ИТ-обучение — около 25%, далее следуют облачные услуги, разработка заказного ПО и «совокупный аутсорсинг».

«Сейчас мы видим, что все больше клиентов интересуются облачными услугами, начиная с самых простых — скажем, таких как перенос инфраструктуры в облако, — рассказывает руководитель департамента сервисов и технической поддержки управления сервисов группы компаний Softline Дмитрий Исаев. — Причем этим интересуются даже те клиенты, которые раньше к облакам относились скептически. Например, проектные институты с высоконагруженными системами автоматизированного проектирования лишь недавно стали всерьез рассматривать такую возможность. На наш взгляд, такая ситуация обусловлена прежде всего экономическими факторами. С одной стороны, компании стремятся переводить капитальные затраты в операционные, растягивая платежи за инфраструктуру на длительный период. А с другой стороны, снижается курс национальной валюты. Поскольку оборудование и ПО по-прежнему преимущественно импортного „происхождения“, такое снижение влечет пропорциональное удорожание закупки „железа“. А облачные услуги российских провайдеров номинированы в рублях и соответственно, если и выросли, то не столь значительно». <…>

По словам технического директора компании Caravan Дмитрия Канаева, если говорить о рынке услуг на базе ЦОДов и облаков, то можно выделить несколько ключевых факторов влияния. Это падение рубля, курс России на импортозамещение, поправки к закону «О персональных данных», развитие технологий виртуализации и СХД. «Снижение курса рубля привело к сокращению ИТ-бюджетов компаний, — поясняет Канаев. — Одни отказались от строительства собственного ЦОДа, воспользовавшись предложением коммерческого, другие — перешли с иностранного хостинга на российский. В результате обострившейся конкуренции наши провайдеры стали совершенствовать техподдержку, пересматривать продуктовые портфели, тарифные планы, SLA. Закон о локализации персональных данных россиян в РФ временно повысил спрос на услуги наших хостинг-провайдеров. Бизнес, особенно иностранный, действительно переносил свои серверы и информацию в облака и ЦОДы в России. Сейчас влияние этого закона на рынок сохраняется, но постепенно снижается. Курс правительства на импортозамещение переключил внимание ИТ-сообщества на отечественные разработки. Одни провайдеры стали внедрять услуги на базе азиатских аналогов западных продуктов, а также open-source-решений (прежде всего SaaS-сервисы). Другие, включая нашу компанию, внедрили платформу виртуализации на базе проприетарного решения международного разработчика с российскими корнями. Среди технологических драйверов услуг на базе ЦОДов и облаков я бы выделил прежде всего развитие технологии виртуализации и совершенствование твердотельных накопителей (SSD). Последние являются дорогим, но эффективным способом ускорения обработки информации. Немаловажно также развитие программно-определяемых хранилищ данных (SDS). Они заметно снижают общую стоимость хранения информации и облегчают переход к облаку». <…>

По мнению менеджера по маркетингу ИТ-услуг компании Fujitsu Россия Анатолия Третьякова, сегодня достаточно сложно объективно оценить, какие направления пошли в рост, а какие сдают позиции. «В этом году авторитетные обозреватели указывают на значительное влияние на ИТ-сферу, да и на другие отрасли, колебаний курса доллара относительно других национальных валют, и это драматически повлияло на изменение показателей объемов и роста не только по российскому рынку (поскольку в долларах или евро это в некоторых случаях составляет десятки процентов), — поясняет Третьяков. — Опираясь на отчеты Gartner по нашему региону, и на основании взаимодействия с прямыми клиентами и партнерами мы можем сказать, что наиболее востребованными услугами остаются ИТ-аутсорсинг, интеграция, ИТ-консалтинг. И совсем малую часть занимает техническая поддержка HW/SW1. Наибольший рост (правда, в рублях) показывает ИТ-консалтинг, техническая поддержка ПО, ИТ-аутсорсинг, интеграция. Спрос на техническое сопровождение HW постепенно сокращается». <…>

В плюс.
Согласно данным IDC и компаний-интеграторов, наибольший рост по итогам 2015 г. продемонстрировали направления, связанные с облачными технологиями, а также ИТ-аутсорсинг. Казалось бы, ничего неожиданного нет. Однако в этой общей тенденции есть интересные нюансы. <…>

Дмитрий Канаев также считает, что в России по-прежнему требуется аутсорсинг ЦОДов. «Сейчас, например, colocation — наиболее простой способ для работающих в России иностранных организаций соответствовать закону „О персональных данных“, — уверяет Канаев. — Высокий спрос на эту услугу мы отмечаем также у масштабных интернет-проектов и крупных компаний, которые динамично развиваются. Ведь объем обрабатываемых ими данных увеличивается. Вместе с ним растет потребность в новых серверах, а также в месте для их размещения, установке, обслуживании. От того, насколько быстро и качественно это будет реализовано, зависит успех бизнеса. С учетом сокращения ИТ-бюджетов, подорожания западных систем colocation теперь более выгодный путь, чем создание собственной площадки. Провайдер обеспечивает клиента уже готовым решением по фиксированной ежемесячной цене. Причем некоторые ЦОДы, включая наш, организованы по модульному принципу и позволяют вводить мощности поэтапно, по мере необходимости».
Технический директор компании Caravan отмечает также стремительный рост популярности публичных облаков (прежде всего IaaS, SaaS, BaaS). «Например, выручка нашего центра облачных решений увеличивается на 60–65% ежемесячно. А среднегодовые темпы развития всего облачного рынка России, по данным Odin (бывшее облачное подразделение компании Parallels), в ближайшие три года составят 20%, — рассказывает Дмитрий Канаев. — Облака способствуют уменьшению операционных и капитальных ИТ-расходов в среднесрочной перспективе. Компании могут арендовать у провайдера вычислительные ресурсы в нужном им объеме и в удобное время. А в ряде случаев — управлять ими самостоятельно. Основной заказчик публичных облаков — СМБ-сегмент. Но иногда потребность в них возникает и у крупных организаций, которым необходимо решить конкретную задачу в определенные сроки. Например, сервисам покупки билетов и кинотеатрам облака помогают справиться с сезонными пиками продаж, разработчикам — создавать и тестировать новый ИТ-продукт. Хранение данных на площадке провайдера повышает потребность в их физической и информационной безопасности. Поэтому сейчас активно развиваются сервисы копирования и восстановления данных (BaaS), услуги по защите от несанкционированного доступа к информационным ресурсам и DDos-атак, созданию/мониторингу многоуровневых систем доступа в зону с серверами, резервированию каналов связи. Для обеспечения последнего, в частности, провайдеры организуют в ЦОДе точки присутствия международных операторов связи». <…>

Директор по маркетингу ГК «АйТи» считает стабильным спрос на заказную разработку и тесно связанные с нею услуги по тестированию информационных систем. Связано это с необходимостью автоматизации целого ряда задач и процессов. «Идущая сегодня „цифровизация“ бизнеса, особенно в таких сферах, как банковские и финансовые сервисы, телеком, торговля, массовое обслуживания (включая госуслуги), требует быстрых адаптационных изменений информационных систем при обеспечении высокой надежности их работы, — поясняет Дмитрий Ведев. — Например, банки или операторы связи практически ежемесячно выводят на рынок пакеты услуг, внедряют новые элементы дистанционного, в том числе мобильного, обслуживания. При этом время go to market для новых услуг все время сокращается. Поэтому заказчикам, наряду с оперативной разработкой систем, пользовательских приложений и интерфейсов, следует вносить изменения в свои бизнес-процессы, проводить нагрузочное и другие виды тестирования выводимого на рынок ПО».

Что дальше?
Аналитики IDC уверяют, что сегодня одним из наиболее актуальных путей развития компаний становится концепция цифровой трансформации, которая предполагает использование облачных вычислений, аналитики, мобильных технологий, социальных сетей и больших данных для улучшения работы с клиентами и партнерами, повышения производительности труда, изменения внутренних процессов и работы с информацией. «Решение данных задач с помощью современных технологий („Третьей платформы“ по таксономии IDC) будет стимулировать развитие российского рынка ИТ-услуг в ближайшие несколько лет», — подчеркивает Василий Агапов.
Российские интеграторские компании с большим воодушевлением говорят об услугах, которые только появляются или могут появиться на российском рынке. <…>

По мнению Дмитрия Канаева, хорошие перспективы у облачных продуктов для унифицированных коммуникаций (конференц-связь, IP-телефония), а также у специализированных SaaS-сервисов. «Прежде всего это ERP-модули и отдельные системы для управления производственными, трудовыми ресурсами, цепочками поставок, проектами, отношениями с клиентами, структурирования/анализа данных для принятия решений, ведения налогового и бухгалтерского учета. Отмечу, что на рынке уже появился ряд интересных продуктов, созданных российскими разработчиками на базе открытого исходного кода, — говорит Канаев. — Однозначно будут развиваться дополнительные сервисы, предоставляемые с публичным IaaS-облаком. В первую очередь это резервирование и восстановление данных, защита доступа к ресурсам. Причем в этой сфере тоже известны конкурентоспособные решения, произведенные в России. Не исключаю также, что со временем некоторые провайдеры перейдут с проприетарной платформы виртуализации на open-source-решение. Освободившись таким образом от валютных отчислений по лицензиям, они смогут снизить стоимость собственных услуг». <…>

Спецвыпуск CRN/Re


Возврат к списку

Виртуальный Дата-Центр (IAAS)
#BLOCK_6#
Регистрация доменов
#BLOCK_485#
Контакты
#BLOCK_489#
Партнеры
#BLOCK_496#
Ответы
на вопросы
#BLOCK_497#
Оплата услуг
#BLOCK_498#
Документы
#BLOCK_499#
Словарь
терминов
#BLOCK_500#
Рейтинг@Mail.ru