Публикации
Кризис вносит коррективы
На российский ИТ-рынок и, в частности, сегмент дата-центров влияет множество факторов. Наиболее важные из них экономические и геополитические. Прежде всего это падение курса рубля, его нестабильность и закономерное снижение покупательской способности бизнеса. Усугубляет ситуацию уменьшение объема корпоративного кредитования, ужесточение его условий, заметный рост ставок. Не меньше трудностей бизнесу создают и внешнеполитические события, особенно обострение отношений между Россией и Украиной, санкции и контрсанкции.
Если говорить о B2B-сфере, то максимальное падение (порядка 40% в долларах) наблюдалось в сегменте "железа", который ранее занимал лидирующие позиции. А наиболее заметную динамику продемонстрировал сегмент дата-центров. По мнению аналитиков, в 2015 году он рос теми же темпами, что и в 2014 году (примерно 20%). А в денежном выражении его объем составил порядка 15 млрд рублей.
При этом в прошлом году открылось гораздо меньше новых площадок, чем в позапрошлом. Запускались преимущественно те объекты, строительство которых началось еще до падения рубля. Создание ЦОДов и расширение существующих, только запланированное до кризиса, было отложено. И главная тому причина – увеличение капитальных затрат в связи с ростом доллара и евро. Ведь инженерное оборудование, необходимое для дата-центра, разрабатывается и закупается в основном на Западе. Местные дистрибьюторы привязаны к валютным расчетам, а альтернативных решений азиатского производства пока не хватает. Фактически стоимость строительства дата-центров за прошлый год выросла более чем на 45 %.
Тем не менее, на рынке еще наблюдался избыток мощностей и площадей, который возник в результате активного ЦОДостроения в 2013–2014 годах. Причем, по оценке iKS-Consulting, к 2015 году половина введенных в эксплуатацию стоек, приходилась на топ-10 российских провайдеров.
В сочетании с сокращением ИТ-бюджетов у заказчиков это сильно обострило конкуренцию на рынке коммерческих ЦОДов. Поэтому крупнейшие операторы зафиксировали свои цены в рублях, сохранив их на уровне, близком к докризисному. Такой подход создал трудности небольшим и новым дата-центрам, которые еще не окупили себя. В результате часть из них повысила свои тарифы, но, чтобы сохранить конкурентоспособность, сконцентрировалась на качестве обслуживания клиентов.
Рост валют способствовал также переключению внимания бизнеса с иностранного хостинга на российский. В борьбе за клиентов отечественные провайдеры старались расширить свое предложение – разрабатывали новые продукты, тарифные планы, пересматривали SLA, совершенствовали техподдержку.
При этом бизнес, зависящий от ИТ, все чаще отказывался от идеи строительства / расширения собственного ЦОДа в пользу услуг коммерческого. Так, максимальный спрос на colocation и dedicated наблюдался у масштабных интернет-проектов и динамично развивающихся Enterprise-компаний из сферы телекома, финансов и ритейла. Их успех зависит от того, насколько быстро и грамотно запускаются новые ИТ-мощности, создаются инженерные системы с отказоустойчивостью на уровне Tier 3-4. Ведь сегодня даже в 20-минутный сбой может обернуться для компаний серьезными финансовыми и репутационными потерями. Провайдер же предоставляет своим клиентам и свободную площадь, и готовую ИТ-инфраструктуру, причем в короткие сроки и по фиксированной цене.
Как показывает наш опыт, повысилась популярность ЦОДов, построенных по модульному принципу. Благодаря ему клиент может поэтапно и быстро расширять свою ИТ-инфраструктуру (вводить в эксплуатацию новые ресурсы). А значит, он не только сокращает свои капитальные, операционные ИТ-затраты, но и гибко подстраивается под потребности рынка.
При этом в структуре выручки провайдеров стал заметнее сдвиг от услуг colocation и хостинга к облачным сервисам. Прежде всего это IaaS и SaaS (аренда инфраструктуры и приложений в облаке). Они позволяют компаниям экономить как на создании ЦОДа, инженерной инфраструктуры, так и на "железе". Причем клиенты получают в свое распоряжение вычислительные мощности тогда, когда им это необходимо, и в том объеме, который им реально нужен. А в ряде случаев могут самостоятельно изменять арендованные ИТ-ресурсы и управлять ими.
Подобные преимущества особенно востребованы бизнесом, который интенсивно развивается или которому необходимо решить конкретную задачу в конкретный период. Например, кинотеатрам, сервисам покупки билетов публичные облака помогают справиться с сезонными пиками продаж, телеком-операторам – быстро произвести расчеты с большим объемом данных, разработчикам – создать и протестировать новый продукт.
Развитию рынка дата-центров способствовали также поправки к закону "О персональных данных", вступившие в силу 1 сентября 2015 года. В частности, вырос спрос на услугу colocation на базе ЦОДа в России со стороны иностранных компаний. Для них это, пожалуй, самый простой способ соответствовать сейчас нашему законодательству. Не случайно данной услугой уже воспользовались такие международные лидеры, как Google, AliExpress, Booking.com. Иностранные организации, как правило, отдают предпочтение ЦОДам, которые обеспечивают высокую отказоустойчивость инженерной инфраструктуры, комплексную безопасность систем и данных, финансовые гарантии. По открытой информации российских провайдеров, количество запросов на colocation, поступивших к ним от зарубежных игроков, с лета 2015 года выросло на 10–20%.
Еще один фактор, влияющий на отечественный рынок ЦОДов, – курс нашего правительства на импортозамещение, реализуемый на фоне антироссийских санкций и контрсанкций. Он имеет принципиальное значение для компаний с госучастием. Новые государственные инициативы усилили интерес к серверным и сетевым системам азиатского производства (Huawei, Inspur и др.) как к альтернативе западным решениям для дата-центров. Так, Сбербанк уже сообщил о контракте с китайской Huawei на прямые поставки сетевого оборудования.
Предоставление преференций отечественным разработчикам ПО на госзакупках способствовали переходу с зарубежных решений на отечественные продукты. В связи с этим приобрел известность пилотный проект «Банка Москвы» по миграции на PostgreSQL. Повышенный интерес вызывают и облачные продукты российского производства. Один из ярких примеров – дистрибутив облачной платформы "Мирантис" на базе OpenStack.
Но вряд ли импортозамещение приведет к массовому уходу западных вендоров с российского рынка. Ведь, помимо госструктур, есть еще коммерческие организации. А в их числе крупнейшие ИТ-заказчики – финансовые, телекоммуникационные, промышленные и ритейловые компании. Кроме того, существуют такие западные разработки, у которых еще нет полноценных альтернатив.
В заключение хочу сказать следующее. Из-за скачков цен на нефть, внешнеполитической неопределенности, влияющих на экономический климат в России, и волатильности нашего рынка бизнес пока не может спрогнозировать свое развитие на длительный период. Большинство отечественных компаний занимают сейчас выжидающую позицию, продолжают оптимизировать расходы и инвестируют только в необходимые ИТ-продукты. А это означает, что в 2016 году востребованность услуг на базе дата-центров будет высока и выделенные выше тенденции – по-прежнему актуальны.
на вопросы
терминов